Mobile menu

ПОЛОЖЕНИЕ

об управляемой самостоятельной работе студентов

учреждения образования «Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

I.   Общие положения

  1. 1.Настоящее Положение об управляемой самостоятельной работе студентов
    создано на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. №
    243-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17 января 2011 г. №
    2/1795),   «Положения   о   самостоятельной работе   студентов   (курсантов,   слушателей)»,
    утвержденного приказом Министерства образования № 405 от 27.05.2013 г., приказа
    Министерства   образования   Республики   Беларусь   «Об   утверждении   примерных   норм
    времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической,
    научно- исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским
    составом высших учебных заведений» от 24 ноября 1999г. № 699, Правил проведения
    аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных
    программ высшего образования, утвержденных постановлением Министерства образования
    29 мая 2012 г. № 53, Стратегии Гродненского государственного университета имени Янки
    Купалы   на   2010-2015   гг.,       «Учебно-методических   рекомендаций   по   организации
    самостоятельной работы студентов в Гродненском государственном университете имени
    Янки Купалы» от 28.05.2003 г.
  2. 2.Активизация самостоятельной работы студентов соответствует современным
    тенденциям развития высшего образования в Республике Беларусь, обеспечивает тесную
    связь учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов,
    способствует формированию студента в качестве субъекта будущей профессиональной
    карьеры и инновационной деятельности, а также повышению эффективности учебно-
    методической   и   научно-инновационной деятельности   профессорско-преподавательского
    состава.
  3. 3.Управляемая   самостоятельная   работа   студентов   (далее   -   УСРС)   -   это
    совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на самостоятельное
    овладение студентом частью содержания изучаемой дисциплины при помощи специально
    разработанного   научно-методического   обеспечения   и   предполагающая   организацию
    дополнительных консультаций и специальных видов контроля со стороны преподавателя,
    помимо предусмотренных учебным планом форм промежуточного и итогового контроля
    компетенций студентов по изучаемой дисциплине.
  4. 1.Целью   УСРС   является   создание   условий   для   реализации   творческих
    способностей   студентов,   развития   их   академических,   профессиональных,   социально-
    личностных компетенций, активного включения в учебную, научную, общественную и
    инновационную деятельность факультета, а также реализация принципов инновационного
    образования в учебной и   научно-методической работе профессорско-преподавательского
    состава   посредством   снижения   аудиторной   нагрузки   преподавателей   и   студентов,
    оптимизации использования аудиторного фонда.
    1. 2.Важнейшими задачами УСРС выступают:

2. Цели и задачи самостоятельной работы студентов

-  овладение студентами в процессе обучения научными методами познания, навыками и
умениями для выполнения самостоятельной работы, углубленное и творческое освоение
учебного материала;

-  формирование у студентов умений и навыков самостоятельного решения актуальных
учебных, научных и инновационных задач;

-личностное развитие студентов в качестве субъектов образовательной и в будущем


профессиональной карьеры;

-стимулирование   научно-методической   работы   профессорско-преподавательского
состава и кафедр.

2.3. По форме проведения УСРС может быть аудиторной и внеаудиторной (дистанционной), что дает возможность эффективно использовать УСРС в процессе обучения студентов-заочников.

3.   Планирование управляемой самостоятельной работы студентов

3.1.     Обязательными   условиями   эффективной   организации   УСРС   по   учебной
дисциплине являются:

-       наличие научно-методического обеспечения УСРС по учебной дисциплине;

-       использование рейтинговой системы оценки знаний по учебной дисциплине.

Научно-методическое обеспечение УСРС по учебной дисциплине включает:

-       методические рекомендации по организации и выполнению УСРС по учебной
дисциплине1;

-       перечни заданий и контрольных мероприятий УСРС по учебной дисциплине2;

-       учебную, справочную, методическую, иную литературу и ее перечень;

-       учебно-методические комплексы, в том числе электронные;

-       наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы;

-       доступ для каждого обучающегося к библиотечным фондам, электронным средствам
обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа)
по учебной дисциплине;

-       фонды оценочных средств: типовые задания, контрольные работы, тесты, алгоритмы
выполнения заданий, примеры решения задач, тестовые задания для самопроверки и
самоконтроля, тематика рефератов, методические разработки по инновационным формам
обучения и диагностики компетенций;

-       другое.

  1. 2.УСРС студентов проводится за счет части аудиторных (лекционных, семинарских,
    лабораторных)     часов     по     дисциплинам,     предусмотренным     учебными     планами
    специальностей, направлений специальностей и специализаций.
  2. 3.На освоение учебного материала в рамках УСРС для специальностей высшего
    образования Iступени может отводиться до 40 %аудиторных часов, предусмотренных
    типовым учебным планом на изучение данной дисциплины. При этом на аудиторные занятия
    по учебной дисциплине отводится не менее 1/3 от общего количества учебных часов,
    предусмотренных на ее изучение (без учета часов на подготовку к экзаменам).
  3. 4.При   определении   доли   часов, переводимых   на   УСРС,   следует   учитывать
    готовность студентов разных курсов к выполнению УСР. Решение о переводе части
    аудиторных часов на УСРС принимается на заседании кафедры при распределении нагрузки
    на соответствующий учебный год и утверждении рабочих вариантов учебных программ на
    основании экспертизы уровня готовности методического обеспечения УСРС по дисциплине.
  4. 5.В учебной программе (рабочий вариант) дисциплины, по которой вводится УСРС,
    в разделе «Учебно-методическая карта» должны быть указаны темы, которые переводятся из
    общего   объема   часов   аудиторной   работы,   и   формы   контроля.   Перечень   учебно-
    методического обеспечения УСРС размещается в разделе «Информационно-методические
    1. 7.Преподаватели на первом занятии информируют студентов о темах, формах
      контроля, видах отчетности и сроках ее предоставления на кафедру, методике организации
      УСРС.
    2. 8.Задания для УСРС размещаются на образовательном портале или выдаются
      студентам лаборантом кафедры. При составлении заданий УСРС по учебной дисциплине
      необходимо   предусмотреть   возрастание   их   сложности:   от   заданий,   формирующих
      достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания, к заданиям,
      формирующим компетенции на уровне воспроизведения, и далее к заданиям, формирующим
      компетенции на уровне применения полученных знаний.
    3. 2.Виды и формы контроля УСРС определяются учебной программой (рабочий
      вариант) в соответствии с требованиями образовательного стандарта с учетом поставленных
      целей,     задач,     научно-методической,     организационной,     материально-технической
      обеспеченности учебной дисциплины, ее специфики, уровня сложности и логики изучения.
    4. 3.Контроль   УСРС может осуществляться   в   виде   контрольной работы;   теста;
      коллоквиума; обсуждения рефератов; защиты учебных заданий; защиты творческих работ;
      экспресс-опросов на аудиторных занятиях; других мероприятий.
    5. 4.Формы   контроля   УСРС   не   заменяют   предусмотренных   учебным   планом
      итоговых форм контроля по учебной дисциплине (экзамена, зачета).
    6. 5.Для методической поддержки УСРС могут проводиться консультации. Эта
      работа может осуществляться в аудитории, на кафедре, в учебно-методическом кабинете.
      1. 1.Часы, выделенные на УСРС, используются для проведения установочных занятий,
        индивидуальных   консультаций,   контрольных   мероприятий,   собеседования,   проверки
        информации в личной папке студента и т.д. Они обязательно фиксируются в журналах
        академических групп без указания даты проведения занятия. По результатам УСРС по
        каждой дисциплине преподавателем должна быть осуществлена запись в журнале учета
        педагогической нагрузки преподавателей с указанием темы, формы проведения УСРС
        студентов.
      2. 2.Объём УСРС должен полностью компенсировать снимаемую аудиторную нагрузку
        студентов и не превышать её. Часы, выделенные на УСРС, включаются в индивидуальную
        норму учебной нагрузки преподавателя в статусе часов аудиторной нагрузки.

По наиболее важным специальным дисциплинам для специальностей высшего образования Iступени проведение УСР может также осуществляться за счет часов, отведенных типовым учебным планом на СР. В этом случае на долю аудиторных занятий и УСР в сумме должно отводиться не более 2/3 от общего количества учебных часов, запланированных на изучение учебной дисциплины (без учета часов на подготовку к экзаменам).

Для перевода на УСРС более 20 % аудиторных часов обязательным условием является наличие утвержденного (сертифицированного) ЭУМК.

Включаются в типовую учебную программу по учебной дисциплине или в учебную программу учреждения
высшего образования по учебной дисциплине (при отсутствии типовой).

2      Включаются в учебную программу (рабочий вариант) учреждения высшего образования по учебной
дисциплине.


материалы по дисциплине».

3.6 Кафедра до 30.08 и 30.01 представляет в деканат выписку из протокола заседания кафедры о количестве аудиторных часов, вынесенных на УСРС, с указанием формы занятий и количества контрольных аудиторных мероприятий (если такие имеются). Время, отведенное на СР, может использоваться обучающимися на проработку тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение, выполнение типовых расчетов; решение задач; составление алгоритмов, схем; выполнение чертежей, расчетно-графических работ; выполнение исследовательских и творческих заданий; подготовку сообщений, тематических докладов, рефератов, презентаций, эссе; выполнение практических заданий; конспектирование учебной литературы; подготовку отчетов; составление обзора научной (научно-технической) литературы по заданной теме; выполнение патентно-информационного поиска; аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование, рецензирование, составление резюме); подготовку докладов; подготовку презентаций; оформление рекламных, информационных и демонстрационных материалов (стенды, газеты и пр.); составление тестов; изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий; составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников; оформление и сопровождение интернет-страниц, сайтов, блогов.

Таким образом, задания УСРС по учебной дисциплине рекомендуется делить на три модуля: 1) задания, формирующие достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания; 2) задания, формирующие компетенции на уровне воспроизведения; 3) задания, формирующие компетенции на уровне применения полученных знаний.

Каждый модуль заданий УСРС включает в обязательном порядке задачи профессионально-направленного содержания.

Содержание УСРС, ее научно-методическое обеспечение, методические рекомендации по организации и выполнению, перечни заданий и контрольных мероприятий отражаются в учебной программе (рабочий вариант) учреждения высшего образования по учебной дисциплине.

3.9.     Контроль организации и проведения УСРС осуществляет УМУ университета
совместно с деканатами и кафедрами.

4. Формы контроля управляемой самостоятельной работы студентов

4.1.       Условиями, обеспечивающими эффективность УСРС, являются, во-первых,
регулярная работа студентов в течение семестра, во-вторых, систематический контроль
приобретенных ими компетенций, результаты которого отражаются в ведомостях контроля
УСРС. Ведомости формируются и выдаются методистом деканата.


Объем аудиторных часов, отведенных на консультационно-методическую поддержку УСРС (консультации) и контроль УСРС, планируется, как правило, в пределах учебных часов, переведенных в УСРС.

4.6. Количественные результаты УСРС учитываются как составная часть отметки по дисциплине в рамках накопительно-рейтинговой системы. Обучающийся обязан выполнить все установленные учебной программой задания УСРС. Невыполнение заданий УСРС расценивается как невыполнение учебной программы. Студент, который не выполнил учебную программу, не допускается к экзамену или зачету по данной учебной дисциплине. Допуск к зачету или экзамену преподаватель оформляет в ведомости результатов проведения управляемой самостоятельной работы студентов.

5. Нормирование управляемой самостоятельной работы студентов

6. Поощрение преподавателей

6.1. С целью актуализации и расширения внедрения УСРС деканы и заведующие кафедрами должны учитывать результаты деятельности преподавателей в данном направлении при премировании и поощрении.

7. 3аключительное положение

7.1. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.