1. Общие положения

1.  Положение об управляемой самостоятельной работе студентов учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (далее - Положение) разработано на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г., Положения о самостоятельной работе студентов (курсантов, слушателей), утвержденного Министром образования 06 апреля 2015 г., приказа Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений» от 24 ноября 1999 г. № 699, Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденных постановлением Министерства образования 29 мая 2012 г. № 53.

2.  Настоящее Положение разработано с целью активизации самостоятельной работы студентов, что соответствует современным тенденциям развития высшего образования в Республике Беларусь, обеспечивает тесную связь учебной и научно-исследовательской работы студентов, способствует формированию студента в качестве субъекта профессиональной и инновационной деятельности, а также повышению эффективности учебной и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава.

3.  Управляемая самостоятельная работа студентов (далее - УСРС) - это совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на самостоятельное овладение студентом частью содержания изучаемой дисциплины при помощи специально разработанного научно-методического обеспечения и предполагающая организацию дополнительных консультаций и специальных видов контроля со стороны преподавателя, помимо предусмотренных учебным планом форм промежуточного и итогового контроля компетенций студентов по изучаемой дисциплине.

4.  УСРС, как важная часть образовательного процесса, способствует мотивации студентов, должна сопровождаться доступным и качественным научно-методическим и материально-техническим обеспечением, эффективной системой контроля и содействовать усилению практической направленности обучения.

2.   Цели и задачи управляемой самостоятельной работы студентов

1.  Целями УСРС являются:

-      создание условий для реализации творческих способностей студентов, развития их академических, профессиональных, социально-личностных компетенций, активного включения в учебную, научную, общественную и инновационную деятельность;

-      реализация принципов инновационного образования в учебной и научно-методической работе профессорско-преподавательского состава;

-      саморазвитие и творческая самореализация студентов.

2.  Важнейшими задачами УСРС выступают:

-      активизация роли обучающихся в самостоятельном получении знаний и применении их на практике;

-     содействие выстраиванию каждым студентом собственной образовательной траектории в рамках самостоятельной работы.

3.  По форме проведения УСРС может быть аудиторной и внеаудиторной (дистанционной). При работе с иностранными студентами рекомендуется использовать преимущественно аудиторную форму УСРС.

3.  Планирование и организация управляемой самостоятельной работы студентов

1.  УСРС по учебной дисциплине может быть организована только для дневной формы получения образования.

2.  Для планирования и организации УСРС по учебной дисциплине обязательным условием является наличие зарегистрированного электронного учебно-методического комплекса (далее - ЭУМК) или научно-методического обеспечения УСРС но учебной дисциплине, размещенных на платформе образовательного портала в системе ЭУМК. Названия материалов научно-методического обеспечения должны иметь пометку «УСРС» и размещаться в теоретическом, практическом или блоке контроля знаний.

3.  Научно-методическое обеспечение УСРС по учебной дисциплине включает обязательную и вариативную части.

Обязательная часть научно-методического обеспечения УСРС по учебной дисциплине включает:

  • методические рекомендации по организации и выполнению УСРС (темы занятий, вопросы для изучения, сроки выполнения и др.);
  • теоретический материал и перечень основной литературы, необходимые для выполнения УСРС;
  • перечни заданий и контрольных мероприятий УСРС;
  • фонды оценочных средств: типовые задания, открытые задания, контрольные работы, тесты, алгоритмы выполнения заданий, примеры решения задач, тестовые задания для самопроверки и самоконтроля, тематика рефератов, методические разработки по инновационным формам диагностики компетенций.

Вариативная часть научно-методического обеспечения УСРС по учебной дисциплине включает: наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, электронные информационные ресурсы (локальный доступ, удаленный доступ) и др.

4.  УСРС проводится за счет аудиторных часов (лекционных, семинарских, практических), предусмотренных учебными планами на изучение учебной дисциплины. Допускается вынесение части лабораторных часов на УСРС, проведение которых не требует специального учебного оборудования, программного обеспечения.

5.  На освоение учебного материала в рамках УСРС для специальностей высшего образования 1 ступени может отводиться до 40 % аудиторных часов, предусмотренных учебным планом на изучение учебной дисциплины.

На освоение учебного материала в рамках УСРС для специальностей высшего образования II ступени (магистратуры) может отводиться до 90 % аудиторных часов, предусмотренных учебным планом на изучение учебной дисциплины.

Обязательным условием перевода на УСРС более 20 % аудиторных часов для специальностей высшего образования I ступени и более 40 % аудиторных часов для специальностей высшего образования II ступени является наличие зарегистрированного ЭУМК по учебной дисциплине.

6.  До начала семестра, в котором планируется УСРС по учебной дисциплине, кафедра представляет в деканат выписку из протокола заседания кафедры с графиком УСРС.

7.  Преподаватель на первом занятии информирует студентов о методике организации и проведения УСРС. Для методической поддержки УСРС могут проводиться дополнительные консультации.

8.  Формами УСРС являются: выполнение исследовательских и творческих заданий: подготовка сообщений, тематических докладов, рефератов, презентаций, эссе; выполнение практических заданий, типовых расчетов, решение задач, составление алгоритмов, схем, выполнение чертежей, рас четно-графических работ; выполнение патентно-информационного поиска; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, составление резюме, конспектирование);

 разбор кейсов; создание «портфолио»; выполнение проектов; оформление рекламных, информационных и демонстрационных материалов (стенды, газеты и пр.); составление тестов; изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий; составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников; оформление и сопровождение ингернет-сграниц. сайтов, блогов; обсуждение проблем на форуме; выполнение открытых заданий, прохождение квестов, веб-квестов и др.

9.  Задания для УСРС должны учитывать индивидуальные особенности студентов и быть дифференцированы по уровням слолжности.

10.  Контроль организации и проведения УСРС осуществляют кафедры и деканаты факультетов. Нормативную, информационную поддержку и методическое сопровождение УСРС реализует учебно-методическое управление университета.

4. Формы контроля управляемой самостоятельной работы студентов

1.  Условиями, обеспечивающими эффективность УСРС, являются: регулярная работа студентов в течение семестра;

систематический контроль преподавателем приобретенных обучающимися компетенций.

2.   Виды и формы контроля УСРС определяются учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта с учетом поставленных целей, задач, научно-методической и материально-технической обеспеченности, специфики учебной дисциплины и уровня ее сложности.

3.   Контроль УСРС может осуществляться в виде контрольной работы, теста, коллоквиума, обсуждения рефератов, защиты учебных заданий и творческих работ, экспресс- опросов на аудиторных занятиях, других мероприятий.

4.   Формы контроля УСРС не заменяют предусмотренных учебным планом итоговых форм контроля по учебной дисциплине (экзамена, зачета).

5.   Результаты УСРС учитываются как составная часть отметки по учебной дисциплине в рамках накопительной системы оценки учебных достижений студентов. Обучающийся обязан выполнить все установленные учебной программой задания УСРС. Невыполнение заданий УСРС расценивается как несоблюдение требований учебной программы.

5. Нормирование управляемой самостоятельной работы студентов

1. Часы, вынесенные на УСРС, обязательно фиксируются в журнале нагрузки преподавателя и отражаются в журналах учета учебных занятий.

2. Объём УСРС должен полностью компенсировать снимаемую аудиторную нагрузку студентов и не превышать её. Часы, выделенные на УСРС, включаются в индивидуальную учебную нагрузку преподавателя как аудиторные часы.